Организация питания в образовательной организации

Условия питания

Условия для организации питания
Для приготовления пищи в учреждении  функционирует  пищеблок, находящийся на первом  этаже здания, оборудованный необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием,   работающий на сырье. Приготовление пищи осуществляется из продуктов, закупаемых организацией по заключенным договорам.
Организация питания
В детском саду организовано 4-х разовое питание: 1 завтрак, 2 завтрак, обед, уплотненный полдник, которое осуществляется в помещениях групповых комнат. Питание   организовано в соответствии с утвержденным примерным меню,    с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп.
Организация питания воспитанников в группе осуществляется воспитателем группы и заключается: в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи; в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками. Получение пищи на группы осуществляется помощником воспитателя строго по графику, утвержденному заведующим   и только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией.
Меню детского сада ежедневно размещается  на стенде учреждения, так же ежедневно информация о питании воспитанников  размещается в групповых информационных уголках для родителей.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Способы закупок продуктов питания 
МБДОУ «Детский сад «Золушка» осуществляет закупочную деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ 
Продукты питания закупаются путем проведения электронного аукциона, запроса котировок и путем заключения договоров с единственным поставщиком по наименьшим ценам, согласно анализа изучения рынка цен. Контракты на поставку продуктов питания, заключенные способом электронного аукциона и запроса котировок  размещены на сайте www.zakupki.gov.ru.
Контроль за питанием
Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения. Контроль качеством и разнообразием питания, витаминизации блюд, закладки, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусового качества, правильности хранения, санитарного состояния пищеблока, соблюдения сроков реализации продуктов  возложены на заведующего и заместителя заведующего. Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.
Формирование культуры здорового питания
В детском саду ведется систематическая работа  по формированию культуры здорового питания как составной части здорового образа жизни:
— проведение санитарно-просветительной работы с родителями в период подготовки детей к саду. Правильное сочетание питания ребенка в учреждении с питанием в домашних условиях, индивидуальный подход к ребенку в период адаптации;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью через игры, викторины, беседы, информационный материал;
—  овладение детьми через ролевые игры, практическими навыками  базовыми   понятиями о правилах поведения за столом, правилах сервировки, пищевых привычек, эстетики питания.
     Постановление главного санитарного врача РФ от 27.10.2020 №32  «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения
     Постановление администрации города Тамбова Тамбовской области от 22 марта 2021 года N 1273 «Об установлении денежных норм питания воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Тамбова
     10-дневное меню

Условия охраны здоровья.

В нашем дошкольном учреждении создана система необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в соответствии со ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»):
Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья,
осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Первичная медико-санитарная помощь воспитанникам оказывается медицинским персоналом ТОГБУЗ  «Городская клиническая больница им. Арх.Луки» «Детская поликлиника №1» на основе соглашения.
В детском саду медицинский блок представлен следующими помещениями: процедурным кабинетом, комнатой медсестры (осмотр детей, работа с   документацией, рабочее место медицинской сестры и врача).
        Медицинским работником осуществляется:
  • контроль за состоянием здоровья воспитанников;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди сотрудников и родителей, с последующими рекомендациями по гигиеническому воспитанию детей и формированию навыков здорового образа жизни;
  • оформление соответствующей медицинской документации.
         Все работники дошкольного учреждения проходят первичный и плановый медицинский осмотр, имеют личную медицинскую книжку установленного образца.
Определение    оптимальной    учебной,    внеучебной     нагрузки, режима пребывания детей в ДОУ
        Согласно СанПиН разрабатывается режим пребывания детей в детском саду, с обязательным учетом возраста детей. В режиме отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, организованной образовательной деятельности для каждой группы детей. Составляющие режима структурировались на основе расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с 1 сентября по 31 мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с 1 июня по 31 августа
        При    проведении    режимных    процессов    в МБДОУ соблюдается:
  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
  • поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку;
  • устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их полноценному гармоничному развитию.     Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прогулки организуются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Продолжительность дневного сна составляет 2-2,5 часа (в зависимости от возраста детей).
Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста не превышает 10 минут (т.е. по 8-10 минут) и осуществляется по подгруппам в первую и вторую половину дня.
С детьми дошкольного возраста продолжительность организованной образовательной деятельности составляет:
  • от 3 до 4-х лет — не более 15 минут,
  • для детей от 4-х до 5-ти лет -не более 20 минут,
  • для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут,
  • для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности и физкультурные паузы — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, досуги. В дошкольном учреждении работают кружки по  интересам (на платной основе). Образовательная деятельность в кружках осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут с детьми старшей группы и не более 30 минут с детьми подготовительной к школе группы.
В летне-оздоровительный период вся работа с детьми проходит на воздухе.
Пропаганда   и   обучение    навыкам   здорового    образа   жизни, требования охраны труда
        Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни начинается уже в детском саду. Работа проходит по таким направлениям, как рациональный режим дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, стабильное психоэмоциональное состояние.
Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Они учатся познать себя, анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, избавляться от комплексов, давать себе объективную оценку. Организация обучения проходит через игру, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность. Обучение дошкольников здоровому образу жизни идет во всех видах деятельности ребенка и поддерживается родителями дома.
В методическом кабинете накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном учреждении
        Комплексная безопасность в детском саду обеспечивается следующими мероприятиями:
  • территория детского сада огорожена по периметру металлическим забором высотой 2 м. 20 см;
  • заключен договор с ОВО ВНГ по г.Тамбову «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области», сотрудники которой охраняют объект (детский сад) путём экстренного выезда наряда полиции по сигналу «Тревога», поступившего из объекта ;
  • детский сад обеспечен системой видеонаблюдения;
  • здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о пожаре на пульт пожарной части ЦУКС ГУ МЧС РФ по Тамбовской области;
  • имеется кнопка тревожной сигнализации (КТС) с выводом сигнала на пульт вневедомственной охраны;
  • запасные выходы из здания детского сада соответствуют нормам пожарной безопасности;
  • в детском саду ведется и постоянно обновляется наглядная агитация по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности;
  • имеются в наличии планы помещений со схемами эвакуации;
  • разработан паспорт дорожной безопасности.
В решение вопросов комплексной безопасности вовлечены все участники образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Персонал проходит инструктаж по профилактике пожаров и действиям в случае их возникновения.  С детьми проводятся занятия по правилам пожарной безопасности, периодически отрабатываются правила поведения при возникновении пожара. В помещениях ДОУ осуществляется контроль за состоянием электрооборудования и электросетей.
Работа с детьми выстроена на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. и включает в себя формирование у дошкольников представлений об опасных и вредных факторах, о правилах безопасного поведения в быту, на улице, детском саду, при различных чрезвычайных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов и строгому выполнению требований этих документов в решении вопросов комплексной безопасности. Издаются локальные акты, приказы, инструкции по пожарной безопасности и охране труда.
Регулярно проводятся тренировки по эвакуации воспитанников и сотрудников детского сада при возникновении ЧС.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется, как правило, в ходе родительских собраний, консультаций, индивидуальной работы. Размещается наглядная агитация и методические материалы на видных и доступных для родителей и посетителей местах и на официальном сайте детского сада, тематические памятки высылаются в родительские чаты групп.